Влияние ортодонтического лечения на дефекты речи

Согласно данным исследований, у 83% детей с нарушениями прикуса имеются различные дефекты речи. В этой статье мы разберем взаимосвязь ортодонтической и логопедической патологий, зависимость конкретных дефектов речи от аномалий прикуса, а также рассмотрим проблему нарушения речи при ношении несъемных конструкций.

Причины дефектов речи у детей: функциональные и механические

Причины дефектов речи у детей можно разделить на две большие группы:

  • функциональные, которые зависят от особенностей функционирования ЦНС и не затрагивают зубочелюстной аппарат;
  • механические — структурные нарушения, патология зубного ряда и окружающих тканей.

Подробнее остановимся на механических причинах нарушения речи у детей.

В течение двух десятилетий распространенность зубочелюстных аномалий у детей увеличилась с 50% до 65-70%, и она продолжает расти. Специалисты отмечают, что эта проблема обусловлена тем, что меньше женщин стало кормить младенцев грудью, уже в 2 месяца переводя детей на смеси. Также на развитие челюсти влияет характер прикорма — отказ от твердой пищи в пользу пюре. Все это приводит к недоразвитию нижней челюсти, ее дистальному положению и инфантильности жевательной и мимической мускулатуры. Данные состояния могут также сопровождаться речевыми нарушениями.

Как именно аномалии прикуса влияют на речь?

Чтобы понять, как именно аномалии прикуса влияют на речь, рассмотрим два исследования: в первом осмотр у ортодонта и логопеда прошли 63 дошкольника 4-7 лет, во втором — 609 школьников 7-15 лет.

Из 63 дошкольников у 42 были обнаружены зубочелюстные аномалии и деформации (66,66%). У 33 детей из 42 обнаружены дефекты звукопроизношения, что составило 52,38% от общего количества обследуемых.

Наиболее распространенными среди этой группы детей были нарушения прикуса и, как следствие, более грубые дефекты звукопроизношения.

У второй группы (школьников 7-15 лет) зубочелюстные аномалии и деформации были обнаружены у 336 детей, это 55,17±2,71%, из их числа у 273 детей отмечались дефекты звукопроизношения (83,63±2,41%). У 273 детей, не имеющих деформации зубочелюстной системы, дефекты звукопроизношения отмечались у 112 (41,03±0,72%).

У дошкольников первое место среди зубочелюстных аномалий занимал глубокий прикус (у 14,29% детей), у школьников эта проблема также была актуальна (у 9,82% детей). При глубоком прикусе наблюдались нарушения произношения шипящих звуков, [л] [л"] и [р], [р"].

У детей младшей возрастной группы одним из ведущих факторов, влияющих на развитие дефектов речи, стала протрузия. Из-за того, что верхние резцы выдавались вперед, происходил сигматизм шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм (нарушения произношения шипящих звуков, [л] [л"] и [р], [р"]).

При открытом прикусе наблюдается нарушение произношения свистящих, шипящих звуков и аффрикат, произносимых как межзубные.

У детей с дистальным прикусом специалисты обнаружили проблемы с произношением звуков [ш] и [ж], а также губно-зубной сигматизм (когда звуки произносятся подобно звукам [ф] и [в]).

У обследуемых с мезиальным прикусом были выявлены нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, произносимых как межзубные звуки.

Детям с перекрестным прикусом был диагностирован боковой сигматизм.

При неправильном положении 1 зуба дефекты речи оказались незначительными (адентия зуба во фронтальном участке привела к появлению шипящего фона при произнесении свистящих звуков) или не были выявлены вовсе.

При неправильном положении группы зубов также серьезных нарушений дикции обнаружено не было, все их можно было довольно легко исправить.

В ходе этих двух исследований удалось прийти к следующим выводам:

  1. Обнаружена взаимосвязь дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте.
  2. Исправить дефекты дикции поможет комплексная работа врача-ортодонта и логопеда.
Мальчик держит элайнеры
При лечении прикуса элайнерами дикция пациента не страдает, так как языку не мешают никакие конструкции.

Ортодонтическое лечение — важный аспект лечения нарушений речи при наличии нарушений прикуса. Для устранения проблемы можно использовать как несъемные конструкции, так и съемные (элайнеры). При этом работа с логопедом должна идти параллельно с лечением прикуса, так как при сохранении дефекта речи по завершению ортопедического лечения высок риск возвращения патологии.

Об этой взаимосвязи говорил Рудольф Славичек — австрийский профессор, гнатолог, автор концепции последовательной дезокклюзии. Согласно его исследованиям, функциональные нарушения в формировании речи могут приводить к патологиям развития челюсти. При речевых нарушениях язык находится в длительном неправильном контакте с зубами. Поскольку этот мышечный орган имеет большую силу, он оказывает воздействие на всю зубочелюстную систему.

Заполните заявку или позвоните по телефону, чтобы сразу начать работать со своим персональным менеджером

Нарушения речи в процессе ортодонтического лечения несъемными конструкциями

Причиной возникновения дефектов речи в процессе лечения брекетами становится инородное тело в полости рта, которое создает препятствия для движения языка. К тому же брекеты меняют форму и ощущения твердого неба, расположение зубов и челюстей. Из-за таких перемен языку приходится «искать» новые положения, отсюда и нарушения в произношении звуков.

Чтобы быстрее решить эту проблему, пациентам стоит рекомендовать обратиться к логопеду. Он поможет восстановить дикцию, учитывая все индивидуальные особенности пациента. С помощью артикуляционной гимнастики можно увеличить подвижность языка и мягкого неба.

Но этих неудобств можно избежать, если в качестве методики лечения прикуса рекомендовать элайнеры. Со съемными ортодонтическими конструкциями проблем с нарушением дикции не возникает, поскольку они плотно прилегают к зубам.

Источники:

  1. Влияние зубочелюстной патологии на звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста. А.А. Плотникова. Вестник ТГПИ Гуманитарные науки. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zubochelyustnoy-patologii-na-zvukoproiznoshenie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer

  2. Распространенность речевых нарушений у детей с деформацией зубочелюстной системы. Вестник новых медицинский технологий – 2008 – Т. ХV, № 3 – С. 177

https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-deformatsiey-zubochelyustnoy-sistemy/viewer

  1. Улучшение речи после установки ортодонтических систем (брекеты, ретейнеры и пр.) и зубных протезов. https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/uluchshenie-rechi-posle-ustanovki-ortodonticheskikh-sistem/

  2. О взаимосвязи патологии прикуса и логопедических нарушений. https://www.o-baranova.ru/content/articles/28/prikus_i_logoped/

Начните работать с элайнерами и сократите время повторных приемов, сохранив стоимость лечения

Оставить заявку

Copyright 2011 - 2024 © StarSmile All Rights Reserved

Отправляя любую форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

ООО «Стар Смайл»
ИНН: 7733773526
ОГРН: 1117746577046
Лицензия №ЛО41-01137-77/00370588 от 16.08.2012
Платежные системы
VISA
MASTERCARD
МИР
Закажите встречу с менеджером бесплатно!
Приедем к вам в клинику, расскажем о сотрудничестве со Star Smile, покажем демо-материалы, ответим на все вопросы
Обязательные поля не заполнены
Форма успешно отправлена
Ваша заявка отправлена
Спасибо, мы получили вашу заявку.
С вами свяжется менеджер в ближайшее время